ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ДЕТЯМ НУЖНА ПОМОЩЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ

И.В.Кузнецова, С.М.Семенова
Детям нужна помощь в профессиональном самоопределении
В настоящее время на территории Ярославской области действует многоуровневая система сопровождения воспитанников детских домов и интернатов в решении вопросов профессионального самоопределения, разработанная Департаментом образования Ярославской области при участии Ярославского областного центра профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки "Ресурс". 

Уровень первичной помощи представлен специалистами детских домов и интернатов, непосредственно организующих сопровождение профессионального выбора каждого воспитанника. 
В большинстве случаев данную работу выполняют социальные педагоги, психологи, воспитатели данной возрастной группы. Их основная задача заключается в оказании помощи в профессиональном самоопределении воспитанников, а именно в создании необходимых условий для адекватного соотнесения профессионально важных качеств, выделенных в ходе анализа профессии, и индивидуальных характеристик воспитанника детского дома или интерната. Наиболее часто данная работа осуществляется по следующей схеме:
- сбор социально-педагогических данных на каждого воспитанника (состав семьи, ее социальная характеристика, обеспеченность жильем, наличие хронических заболеваний и т.д.); 
- проведение профинформационных групповых и индивидуальных бесед (предоставление информации о важности самостоятельного и обоснованного профессионального выбора, о правилах и факторах выбора профессии, о возможных ошибках на этапе профессионального самоопределения, об уровнях образования, специфики учебных заведений различного уровня, перспективных направлениях деятельности, востребованных профессиях и т.д.);
- определение интересов и склонностей учащихся, а также выявление отдельных профессионально важных навыков и умений (анализ и выявление успешности в учебной и вне учебной деятельности);
- обращение в затруднительной ситуации в специализированные службы (обращение в центры психолого-медико-педагогической помощи и службы занятости);
- сопровождение воспитанников на этапе реализации профессиональных планов (оказание - поддержки по вопросам эмоционального, информационного, коммуникативного и другого сопровождения). 
Следующий уровень сопровождения профессионального самоопределения воспитанников детских домов и интернатов представлен специализированными службами, оказывающими консультационные услуги. В настоящее время существует гибкая система консультирования детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей. При возникновении сложностей на любом этапе профессионального самоопределения они могут самостоятельно или через специалиста учреждения (социального педагога, психолога, воспитателя и т.д.) обратиться в любую службу, оказывающую помощь в решении данных вопросов. Для этого в каждое учреждение, занимающееся сопровождением детей-сирот, ежегодно предоставляется перечень организаций, которые оказывают профориентационные услуги.
Основной целью деятельности специализированных служб при работе с детьми-сиротами и детьми, лишенными попечения родителей, является выработка реалистичного профессионально-образовательного проекта, учитывающего различные, субъективные и объективные факторы.
Деятельность специализированных служб по оказанию профориентационных услуг организуется по следующим направлениям:
- Определение приоритетных профессиональных интересов и склонностей.
Анализ социальной ситуации каждого выпускника для определения возможностей и ограничивающих факторов (обеспеченность жильем, семейная ситуация, материальная обеспеченность, возможность поддержки от близких и родственников).
Детальное обсуждение основных тенденций на рынке труда и рынке образовательных услуг.
- Определение уровня развития профессиональных навыков, способностей, личностных качеств и характеристик.
- Совместная разработка профессионального и образовательного проектов.
- Соотнесение проекта с реальными условиями профессионального выбора.
- Определение стратегии профессионального становления.
- Обсуждение с представителем детского дома или интерната шагов по сопровождению реализации профессионального становления воспитанника.
Результатом работы явилась проработка с каждым выпускником основного и запасного вариантов профессионального выбора с учетом интересов, склонностей, интеллектуальных и личностных возможностей, медицинских противопоказаний, контекста жизненной ситуации. Выводы и рекомендации профконсультанта отражены в психолого-педагогической характеристике выпускника.
Следующим уровнем в существующей системе психолого-педагогического сопровождения является анализ и обобщение результатов сопровождения профессионального самоопределения воспитанников детских домов и интернатов. С этой целью ежегодно администрацией детских домов и интернатов направляются данные о профессиональных планах каждого выпускника (апрель - май), и реальной ситуации трудоустройства (сентябрь - октябрь). Сопоставление и анализ данной информации позволяет определить эффективность профориентационной работы как отдельных детских домов и интернатов, так и специализированных служб, оказывающих содействие в сопровождении профессионального самоопределения выпускников. Также данная информация позволяет выявить выпускников, которые не смогли трудоустроиться в силу тех или иных причин и оказать им необходимую своевременную помощь.

Статьи

ГКУЗ "Заволжский специализированный Дом ребенка" - государственное казенное учреждение здравоохранения Нижегородской области.
Заволжский специализированный Дом ребенка работает как самостоятельное учреждение с 05 октября 1959 год

Адрес:
606520, Нижегородская область, г. Заволжье, ул. Веденеева, дом 9

Телефоны:
+7 831 617-96-04 - Главный врач
+7 831 617-44-47 - Главный бухгалтер

Почта
zavolgiedomrebenka@yandex.ru