ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

НАША ЗАДАЧА - ИЗМЕНИТЬ СУДЬБУ ДЕТЕЙ В ЛУЧШУЮ СТОРОНУ

Н. М. Корнюшкина, директор детского дома №72 
г. Рыбинска Ярославской области
Как каждая мама считает, что у нее лучший ребенок, так и я всегда говорю, что у меня лучшие дети. И не без оснований. Если мы куда-то выезжаем, я смотрю: а мои дети выделяются среди других! Как сказала завуч школы, куда ходят учиться наши воспитанники, "ваши дети с лицами". Они умеют общаться, спокойные, всегда адекватно ведут себя, у них не бывает истерик, с ними можно договориться, они понимают. Хотя у нас есть ребята с травмированной психикой, которые находятся на учете в психиатрическом диспансере. Но мы всех любим. У нас не так много мероприятий, видимой, заметной работы, которой можно с успехом отчитаться, как каждодневной, целенаправленной воспитательной работы с каждым ребенком. Я всегда в курсе всех личностных проблем детей. Прошу, чтобы мне все рассказывали педагоги. Вместе решаем проблемы. Долго разговариваем с ребенком, убеждаем его, если возникает какое-то противоречие с тем, что нам кажется правильным. Но не гнем во всех случаях свою линию. Часто и уступаем детям. Насилия над личностью не должно быть. Ребенок должен согласиться с нами, принять предлагаемое ему решение. Вот приходит Леша Килипс, требует: "Снимите мне с книжки пять тысяч на мобильный телефон". Я ему возразила: "Это очень дорого. Можно дешевле купить телефон. Это не предмет первой необходимости". Он долго не соглашался. Полдня решали эту проблему с социальным педагогом, убеждали. Выскочил в истерике из кабинета. Привели его и снова разговаривали. Успокоился. Согласился. Ему уже 18 лет. Он, правда, еще в школе учится. Но вот пойдет в ПТУ, там никто их деньги не контролирует. Выдают им их на руки, и дети умудряются за 2-3 месяца спустить все. А у них бывает под 90 тысяч. Выпускное пособие получают, и оно сразу куда-то исчезает. У нас двое 18-летних в этом году закончили 11-й класс. Один поступает в военное училище в Ярославле, другой - в ПТУ, еще трое 18-летних заканчивают 9-й класс. Это особенность наших детей: судьба так складывается у них, что они могут и в 20-летнем возрасте только заканчивать школу. Понятно, что сидеть за партой вместе со школьниками им неуютно. И мы открыли у себя в детском доме филиал вечерней школы, официально зарегистрированный. Так сложилось, что все наши воспитатели - педагоги-предметники. И математик, и словесник, и историк, и физики, преподаватели немецкого и английского языков есть. В этом году у нас велось обучение детей по школьной программе 7-го класса, пять ребят занималось. Их действительно учат в комфортной для них обстановке, а не просто они отсиживают часы в школе, а часто и сбегают с уроков, так как им неловко находиться в классе с младшими ребятами. У нас все под контролем. Уроки пропустить невозможно. Они такие же по времени, как и в школе: 45 минут и 15 минут перемена. После 9-го класса наши ребята так же, как и школьники, будут сдавать экзамены, все как положено. Получат аттестат вечерней школы. Мы организовали у себя также школу выпускников. Решили детей перед выпуском всем житейским премудростям научить. И основные, базовые знания, которые помогут им избежать ошибок, даем: правовые, по ведению различных дел, домашнего хозяйства, по отношениям в семье, учим их принимать самостоятельно решения, своими силами выходить из проблемных ситуаций.
Система воспитания в детских домах такова, что в детях атрофируется воля, тяга к самостоятельности, развивается неспособность плыть против течения в силу привычки безукоризненно подчиняться. Выйдя в самостоятельную жизнь, они часто не ставят перед собой целей, подчиняются обстоятельствам. Они не могут организовать свой быт, позаботиться о здоровье, о своем профессиональном и социальном самоутверждении. 
Чтобы воспитанник, выйдя за стены детского дома, не стал нытиком, просителем, завистником, несамостоятельным инфантильным слабаком, не был рабом обстоятельств, чтобы он мог с достоинством справиться с любыми трудностями, найти разумный выход из любой жизненной ситуации, он должен иметь, во-первых, хорошую специальную ориентировку, необходимый набор знаний для практической, самостоятельной жизни. А во-вторых, будет неплохо, если мы научим его быть общительным, практичным, доброжелательным, но и осторожным, все делать для себя и приходить на помощь окружающим, а также быть способным к творчеству в той сфере, которую он изберет для своей профессиональной деятельности. Педагоги, ведущие занятия в школе выпускников, используют различные формы и методы работы: беседы, викторины, диспуты, интерактивные игры, тематические походы в театр, психологические тренинги, читательские конференции по заранее рекомендованным книгам. Для проверки знаний проводятся зачеты, контрольные работы. Знания оцениваются по десятибалльной шкале, а заработанные баллы не только остаются с детьми багажом их знаний, но и превращаются в материальные предметы. На заработанное количество баллов можно приобрести вещи, игрушки, сладости в "Чудо-магазине", который организовывается в конце каждой учебной четверти. А в конце года проходит итоговая аттестация в форме экзамена с получением диплома об окончании школы выпускников. Пока говорить рано о пользе такой работы, она начата совсем недавно, но мы очень надеемся на то, что результаты этой подготовки самым положительным образом проявятся в жизни наших ребят, покинувших учреждение. Дети в основном уходят жить в муниципальное общежитие, довольно приличное, стоят на очереди, у кого совсем нет жилья. К родственникам мало кто возвращается. Многие наши бывшие выпускники уже получили квартиры.
Мы очень благодарны команде московских волонтеров, которыми руководит Катя Воронина. Они уже второй год помогают нам достойно, снабдив всем необходимым, отправить детей в самостоятельную жизнь. Выпускники получают по огромной коробке приданого, в которой и набор всей необходимой посуды, и много всякой другой домашней утвари. И все до мелочей продумано - даже порошок стиральный и мыло. Каждому по одеялу, по подушке, по комплекту постельного белья. В этом году у нас 16 выпускников. Герман Пятов из фонда "Мурландия", который давно нам помогает, дает детям по электрическому чайнику и утюгу.
Благодаря Герману мы начали интересный проект в детском доме. 
Нашему детскому дому десять лет. Когда меня назначили директором, дали это здание, оно пустовало уже два года после закрытия детского сада, здесь были разруха и запустение. Трудно было создавать нормальную жизнь в детском доме. Тогда в Рыбинске возникло сразу несколько детских домов, все были на бюджете муниципалитета. Средств не хватало, жили долго очень бедно. Но вот уже два года, как область взяла на свой бюджет, теперь легче. Но привычка жить экономно осталась.
Когда мы бедствовали, нам нужны были кровати, мебель. И Герман Пятов, постоянно помогавший нам с одеждой, предложил: "Кровати не смогу купить, а материал для их изготовления смогу". Оборудовали небольшое помещение в детском доме под столярную мастерскую. Мой муж, военный пенсионер, подключился к этому делу. И с его помощью дети сами сделали кровати. И еще многое другое: столы для столовой, лавки. Сейчас будут делать стеллажи для групп, тумбочки, прихожую. Конечно, нам нужна полноценная столярная мастерская. И Пятов пообещал построить на территории детского дома специальное здание под нее. Фонд делает проект. И скоро начнется строительство. Нам предлагают уже выполнять какие-то заказы сторонние. Но мы отказываемся. Когда будет настоящая мастерская, получим лицензию, может быть, тогда и займемся небольшим бизнесом. Дети получают деньги за свою работу. По результатам мы составляем смету, табель и отправляем в "Мурландию". И на детский дом приходят деньги, которые наша бухгалтерия, как зарплату сотрудникам, выплачивает ребятам за их труд. В результате прекратилось воровство. Дети получают до тысячи рублей в месяц. 
Я считаю, что учреждению важно быть просто домом для детей, где протекает их жизнь, быть открытым для гостей. Дети у нас учатся в очень хорошей школе, из которой вышло много медалистов, где хорошие педагоги, развитые ученики. И наши на их примере естественным образом впитывают культуру отношений между людьми, нормы морали, достойные идеалы. Вначале, когда только возник детский дом, родители в школе возмущались, не хотели, чтобы детдомовские учились с их детьми. Сейчас таких проблем нет. К нашим ребятам в гости ходят их одноклассники, ходят как к ним домой. Мы разрешаем это. А наши дети - к ним. Конечно, контролируем, какая семья, какие у ребят отношения. У нас на доме и вывески нет, что это детский дом. Ребята настаивают, чтобы я сняла табличку и с автобуса. Значит, они воспринимают наш дом не как казенное учреждение. Хотя палаты у нас большие. Детский сад не очень подходит под детский дом. Но детям важнее отношение к ним, атмосфера участия, добра, открытости. 
У нас есть гостевой патронат. Мы очень приветствуем это. Оформляется разрешение в управлении образования, и мы с радостью отпускаем детей в гости. Многих берут родственники. Но есть и посторонние граждане, которые приходят, знакомятся с детьми, хотят поучаствовать в их судьбе. Саша Волков приехал к нам вместе с волонтерами из Москвы. Захотел пригласить детей к себе в гости. Молодой парень - мы сначала несколько насторожились. Долго проверяли его, с группой детей ездили к нему в гости наши воспитатели. Он очень балует ребят: в Макдоналдс водит, в театры, угощает щедро. Он проживает с мамой, поэтому она приехала с ним оформлять разрешение на гостевой режим для нашей Алины. Но приглашает вместе с воспитателем и других детей, особенно тех, кто к нам только поступает. Наши-то часто ездят в Москву, многое видели, даже порой и не хотят ехать на очередную экскурсию. Мы благодарны Саше за то, что он вложил свои две тысячи долларов и собрал еще восемь на операцию для одной нашей девочки, у которой был сильный сколиоз, практически горб. Операцию делали в Москве, очень быстро все организовали. Ребенок сразу вырос на десять сантиметров, улучшилось ее здоровье, и, конечно, мы надеемся, что в лучшую сторону изменится ее судьба.
Если детский дом открыт для добрых людей, для их инициатив, возможны вот такие сюрпризы для детей. Мы умеем дружить. И считаем, что участие общества в решении проблем детей-сирот - обязательное условие успеха. Нельзя отгораживаться, воспринимать детей как что-то свое, наша задача - дать им лучшую перспективу, чем была у них при жизни в их неблагополучной семье.

Статьи

ГКУЗ "Заволжский специализированный Дом ребенка" - государственное казенное учреждение здравоохранения Нижегородской области.
Заволжский специализированный Дом ребенка работает как самостоятельное учреждение с 05 октября 1959 год

Адрес:
606520, Нижегородская область, г. Заволжье, ул. Веденеева, дом 9

Телефоны:
+7 831 617-96-04 - Главный врач
+7 831 617-44-47 - Главный бухгалтер

Почта
zavolgiedomrebenka@yandex.ru