ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

НЕ НАВРЕДИ

Центр помощи детям в Ярославле возник на базе всем хорошо известной психолого-медико-педагогической комиссии. Решили сделать эту комиссию независимой и более профессионально работающей, а не собирающейся раз в месяц для определения умственной отсталости. Как важно верно определить интеллектуальные возможности ребенка на такой комиссии, понятно каждому. Ведь ошибочное мнение специалиста, необоснованно поставленный диагноз могут не в лучшую сторону изменить его судьбу, а за сироту и похлопотать, скорее всего, будет некому. Быть ему недоумком в глазах людей всю жизнь. И одним решением комиссии можно перечеркнуть надежды ребенка стать летчиком, инженером и даже поваром, ведь с диагнозом "олигофрен в стадии дебильности" готовить блюда для людей ему никто не позволит. Но в центре не только ставят диагноз, в нем ведется большая работа по оказанию психологической и различной другой помощи детям, по консультированию педагогов и родителей, по разработке методик на основании анализа и исследований.
Т. А. Иванова, директор центра, вспоминает:
"И раньше,15 лет назад, еще будучи учителем младших классов в коррекционной школе, я постоянно участвовала в работе психолого-медико-педагогической комиссии, меня приглашали, отрывая от основной работы. За день приходилось смотреть примерно 20 детей для того, чтобы определить им программу обучения. Где-то в уголочке присаживался психиатр диспансера, который направлял к нам ребенка, он, по сути, и принимал решение, а не тот, что был в нашей комиссии ради проформы. Мнение педагогов, логопедов, психологов практически не учитывалось. А психологов тогда в образовании вообще было мало.
Сейчас нам в центре никто не может диктовать решение по поводу того или иного ребенка. Мы не выполняем заказ учреждения, мы стоим на страже интересов детей. Такая независимая комиссия, самостоятельная в принятии решений, возникла второй в стране у нас в Ярославле. В основном для родительских детей, которых направляла школа. Но и все дети из учреждений для детей-сирот проходят через нас.
Но мы пошли дальше, мы поняли, что мало определить маршрут обучения ребенку, надо именно нам с ним и заниматься, помогать преодолевать проблемы. И мы стали организовывать индивидуальные и групповые занятия для детей, а потом начали работать и со специалистами области, обучая и консультируя их. Мы на своем опыте нарабатываем методику коррекции того или иного дефекта и распространяем ее по специалистам области. Наши специалисты ежегодно делают анализ на основе проведенной работы. Мы отслеживаем динамику развития детей, обращаем внимание на возникновение тех или иных новых тенденций в разных условиях, ведем серьезные исследования.
С одной стороны, мы защищаем право ребенка на получение дополнительных образовательных услуг в коррекционном учреждении, а с другой стороны, наша задача - исключить возможные заблуждения по поводу интеллектуальных способностей детей, не принять педагогическую запущенность, в которой виноваты родители или воспитатели, педагоги, за умственную отсталость. И в то же время мы должны обеспечить получение того образования, которое ребенок осилит, которое доступно ему по уровню сложности, чтобы не травмировать психику вечными неудачами, неуспеваемостью, неспособностью, укорами. Но бывает и так, что учреждение хочет избавиться от ребенка, поэтому направляет к нам, чтобы мы его отправили в коррекционную школу. На защите этих детей мы тоже стоим.
Как известно, процент умственно отсталых детей не изменяется: он на протяжении долгого времени равен 1,4%. Умственно отсталый ребенок - это ребенок, у которого изначально ограничена способность познания этого мира, у него абстрактного мышления нет. И наша задача, чтобы этот процент, сохраняющийся из поколения в поколение, не увеличивался, особенно за счет неправильной диагностики. Поэтому мы сейчас стали заниматься ранней диагностикой, чтобы начать коррекцию, если в ней есть необходимость, на первых этапах развития малыша.
В.К. Солондаев, заведующий лабораторией специального образования центра:
"Как-то к нам пришла девочка, которая уже обучалась в коррекционной школе для умственно отсталых детей, ее определила туда мама, сама закончившая эту школу, ей там нравилось. Мы долго пытались найти умственную отсталость у ребенка, но тщетно. Девочка просила оставить ее в этой школе, мама умоляла, администрация уверяла, что они не возражают, если мы подтвердим диагноз. Мы не пошли на это. Также мы не идем на то, чтобы запихнуть в коррекционное учреждение хулигана, замучившего школу, которая мечтает избавиться от него. Нам оттуда звонят, обижаются, что мы не помогли. Или девочку из детского дома к нам привозили, умоляли поставить ей диагноз, своим вызывающим поведением подросткового возраста она шокировала педагогов, не знали, что с ней делать. Но она ни по каким показателям, ни по каким методикам, которые использовались для ее тестирования, не дала оснований считать ее умственно отсталой. Психиатр не поставил ей диагноз. Это вопрос профессиональной позиции, чести, если хотите, - не навредить ребенку.
К нам приходят и приемные родители на консультации. Часто не говорят, что у них неродной ребенок. Мы этого и не требуем. Нередко анонимно проводятся консультации. Отдел психотерапии в основном работает с усыновителями, опекунами, приемными семьями, обучает родителей, как работать с ребенком, у которого есть те или иные проблемы. И обучение ведется так, чтобы не только ребенку помочь, но и родителям. Как его принять, как успешно пройти период привыкания, вхождения в семью, как встретить из школы, как снять возбуждение и т.д. Вопросов и задач бывает много. Но они решаемы.
Если к нам в центр приводят ребенка в отдел коррекции для работы с ним, это в основном дети, обучающиеся в школах седьмого вида, имеющие задержку психического развития, мы комплексно подходим к решению их проблем. Участвуют все специалисты: и дефектолог, и логопед, и психиатры, и психотерапевты, и психологи, и методисты ЛФК, и массажисты - все занимаются ребенком, чтобы ускорить положительный результат.
Если процент умственной отсталости сохраняется на одном уровне, то детей, страдающих пограничными нарушениями, становится больше. Наблюдается незначительный умственный дефицит, который регистрируется без диагноза: низкий уровень освоения речи, незначительные расстройства речи, не требующие коррекционного образования. Это просто уровень развития. Чрезмерные нагрузки, увеличение объемов школьной программы, не соответствующее возможностям ребенка, - все это сказывается. Этих детей все больше. Они доставляют даже больше хлопот, но они гораздо более устойчивы к действительности, раз их организм дает быструю реакцию на превышение допустимого уровня нагрузки. И эта категория детей более отзывчива на оказываемую им помощь. Они могут быть реабилитированы до нормального уровня. Надо только вовремя им помочь.

Статьи

ГКУЗ "Заволжский специализированный Дом ребенка" - государственное казенное учреждение здравоохранения Нижегородской области.
Заволжский специализированный Дом ребенка работает как самостоятельное учреждение с 05 октября 1959 год

Адрес:
606520, Нижегородская область, г. Заволжье, ул. Веденеева, дом 9

Телефоны:
+7 831 617-96-04 - Главный врач
+7 831 617-44-47 - Главный бухгалтер

Почта
zavolgiedomrebenka@yandex.ru