ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОГРАММЕ ПО ПОДГОТОВКЕ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА К ЖИЗНИ В СЕМЬЕ

В.Н. Ослон, 
к.п.н., зав. лабораторией проблем управления социальной системой детства Столичного гуманитарного института, г. Москва 
одготовленность ребенка к жизни в семье можно рассматривать как один из основных критериев эффективности работы коллектива детского дома, т.к. данный показатель идентичен подготовленности выпускника к самостоятельной жизни. В институциональных условиях воспитания у детей формируется групповой стереотип совместного проживания, а нередко и убежденность, что мир за стенами детского дома враждебен по отношению к ним. Поэтому после выпуска многие бывшие воспитанники продолжают жить в десоциализированных группах, порождая новых социальных сирот. Нередко у самых успешных в профессиональном плане выпускников детских домов в семейных отношениях начинают проявляться разрушительные последствия депривационных условий воспитания, которые негативно влияют на эмоциональный фон в созданной ими семье, на способность их детей сформировать в себе чувство привязанности, что дает отрицательный эффект пролонгации феномена социального сиротства. 
Многие наиболее передовые директора, педагоги детских домов и школ-интернатов, осознавая эту проблему, пошли на реорганизацию традиционной деятельности и внедряют в своих учреждениях форму патронатного воспитания детей, которую можно рассматривать в качестве важной составляющей системы подготовки ребенка, оставшегося без попечения родителей, к самостоятельной жизни. К сожалению, не все дети могут быть переданы в настоящее время на воспитание в семью. Но жизнь в семье - это та перспектива, которая необходима каждому воспитаннику детского дома. 
Предлагаемые в статье материалы к программе по подготовке воспитанников детского дома к жизни в семье могут быть включены в воспитательские занятия или использованы при индивидуальной и групповой работе психолога, социального педагога с детьми. В программе курса использованы идеи, методические рекомендации и практические разработки С. Xарви (2001), 
Е. Трошихиной (2001), А. Сиротюк (2003). 
Подготовку воспитанника детского дома к жизни в семье можно представить в виде пирамиды, основанием которой является восстановление у ребенка способности к привязанности на сенсорном уровне, а вершиной - готовность к исполнению семейных ролей на уровне социальном. Структурно она состоит из 4 блоков, последовательно отражающих уровни формирования и компенсации депривационных нарушений в развитии у детей (Й. Лангмейер, З. Матейчик): сенсорный, когнитивный, эмоциональный и социальный. Подготовка ребенка к жизни в семье требует изменений на каждом из перечисленных уровней. 
Первый блок - назовем его "сенсорным" - связан с восстановлением глубинных, наиболее ранних нарушений в развитии ребенка, которые затрудняют его взаимодействие с окружающими и первыми проявляются в приемной семье, вызывая серьезные конфликты и отторжение. По данным последних исследований, эти нарушения начинаются у ребенка еще в утробе матери, когда она отрицательно относится к своей беременности, не изменяет своих привычек, особенно тех, которые связаны со злоупотреблениями алкоголем или другими психоактивными веществами. Отказ от младенца и помещение его в дом ребенка или психологическое неприятие его после родов катастрофически снижают количество телесных, слуховых, зрительных контактов с матерью или замещающим ее лицом. Ребенок пропускает такой важный этап в развитии способности к адекватной привязанности, как эффективный телесный контакт с близким человеком: матерью или замещающим ее лицом. Это вызывает у него постоянное состояние психологического дискомфорта, способствует нарушению ритма сна и бодрствования, формированию аффективной неустойчивости, чрезмерно беспокойному, плохо управляемому поведению. Впоследствии, пытаясь успокоить себя, тонизировать свое состояние, он начинает раскачиваться всем телом, сопровождая раскачивание монотонным завыванием. Пытаясь снизить уровень своего психологического дискомфорта, нередко прибегает к онанизму. 
На сенсорном уровне у ребенка из детского дома начинает формироваться первичное ощущение собственной неуспешности и склонность к переживанию постоянного психологического дискомфорта, внешней опасности, нестабильности, страха и обиды. 
В особых условиях группы детского дома, которые мы можем определить вслед за М. Боуэном (1992) как "недифференцированную эгомассу", ребенок плохо чувствует границы своего "я", поэтому становится либо малоизбирательным в контактах, либо пытается от них отказаться. В первом случае ребенок начинает липнуть ко всем без разбору, лишь бы почувствовать телесный контакт, во втором - всячески пытается отказаться от него. Плохо осознавая собственные границы, ребенок не чувствует границ другого человека. Нарушение границ становится одной из основных причин появления девиаций в его поведении. 
В рамках первого блока психолого-педагогическое воздействие направлено на выработку ребенком осознания собственных границ и границ другого человека, на повышение общего энергетического потенциала, вследствие чего идет повышение уровня базового доверия к себе и другим, уровня первичной мотивации деятельности, формирование более адекватных реакций на стресс и способов его преодоления. Поскольку "сенсорный" уровень является фундаментом для развития и эффективного функционирования ребенка, то работа на данном уровне требует особого внимания. 
Как показывает практика работы с воспитанниками детских домов, наиболее эффективными являются следующие упражнения. Выполнение упражнений детьми обязательно должно сопровождаться обсуждением переживаний и мыслей его участников. 
Упражнение "Тоннель". Это упражнение позволяет ребенку пережить позитивный опыт рождения и принятия его окружающим миром. 
Занятие проводится в малой группе. Детям (подросткам) предлагается выстроить тоннель из стульев. Каждый ребенок по очереди проползает под ними на коленях или по-пластунски (имитация прохождения по родовым путям). В конце тоннеля его встречают ведущие занятия, другие члены группы, которые протягивает к нему руки, чтобы помочь вылезти из тоннеля, называют ребенка по имени и с воодушевлением приветствуют его (мы ждали тебя, мы рады тебе), хлопают и выражают радость по поводу появления ребенка. 
Упражнение "Человек-чулок" дает ребенку возможности для формирования более четкого ощущения границ своего тела. 
Выполняется в малой группе. Для упражнения необходимо сшить эластичный мешок из тонкой ткани с примесью лайкры (желательно в рост ребенка). Такой размер мешка позволяет ребенку целиком в него спрятаться, а его эластичность, то, что он легко растягивается во все стороны, обеспечивает интенсивную тактильную стимуляцию и может затрагивать глубинные воспоминания, которые играют большую роль в процессе формирования телесного образа "я". Находясь в мешке, ребенок может сказать остальным членам группы: "Я вас вижу, а вы меня нет", что дает ему чувство защищенности, психологического комфорта, ослабляет защитные реакции и располагает к игре. 
Задание: поиграйте в игру "Я вас вижу, вы меня нет". Внутри мешка покачайтесь, повращайтесь на месте, попрыгайте, как мячики, как "танцующие камни" и т.д., изобразите выход цыпленка из яйца, летающих птиц и пр. Подумайте, кого вы еще хотите изобразить, и изобразите. Если хотите, можете закрыться с головой и что-нибудь крикнуть. Вытащите из мешка голову, руку, ногу - что хотите. Стало лучше? Или нет? После выполнения упражнений детей просят рассказать, что это им напомнило и как они там себя чувствовали. 
Упражнение "Мои границы" в большей степени рассчитано на подростков. Его можно использовать при коррекции таких особенностей личности сироты, как склонность занимать позицию жертвы, в качестве профилактики физического и сексуального насилия. Важно помнить, что большинство конфликтов в семье связано с нарушением пространства и несоблюдением границ. 
Упражнение позволяет осознать основные характеристики собственных границ, выбрать наиболее адекватные способы психологической защиты, пережить новый опыт взаимодействия с другими. 
Упражнение выполняется с закрытыми глазами. 
Ведущие: - У каждого человека должно быть в жизни какое-то свое место, где он чувствует себя комфортно. Иногда ему хочется быть с людьми, иногда нужно побыть и одному. Начните ходить по комнате в поисках такого места, которое вам нравится. Не спешите, постарайтесь выбрать себе приятное местечко не очень близко к другим. (Предоставьте членам группы больше времени и убедитесь, что каждый нашел вполне удовлетворяющее его место.) Ваше место находится там, где вы сейчас стоите. Никто другой не может находиться на этом месте. Сядьте на пол. Когда вы садитесь, вам нужно чуть-чуть побольше места, чтобы удобно разместиться, - и все это тоже ваше место. Попробуйте использовать его, ведь оно принадлежит вам. Почувствуйте его под ногами. Теперь вытяните руку и нарисуйте воображаемый круг, охватывающий ваше место. Сделайте его таким большим, как вы хотите. При этом обратите внимание на то, чтобы вы могли дотянуться рукой до любой его части. Вся территория, до которой вы можете свободно дотянуться, принадлежит вам... 
Теперь прикоснитесь к полу на своем личном месте. Это ваш собственный пол. Быть может, вы захотите обнести свое место небольшой стеной. Для этого достаточно прикоснуться к полу и медленно вытянуть из него стену, как рыбку из пруда. (Покажите это движение.) Эту стену вы можете построить любой высоты. Она может быть совсем низкой или такой высокой, чтобы вас никто не видел за ней. Стена может быть сделана из любого материала. Вы сами сможете его выбрать. Я буду называть материал, а вы будете представлять, что находитесь за стеной именно из этого материала. Попробуйте представить себе, что стена вокруг вашего места сделана из камня (кирпича, бетона). Это стена очень крепкая - ее невозможно пробить. А сейчас представьте, что стена сделана из дерева. Она уже не такая крепкая и плотная. Представьте, что вокруг вас стена из дерева. А сейчас представьте себе, что стена сделана из ткани. Она колеблется под влиянием ветра. И время от времени вы оказываетесь вообще без стены. А сейчас представьте себя за такой стеной, за которой вам уютно. 
Сейчас я попрошу сделать в стене окошко. Оно может быть разной формы. Оно может быть похоже на круг или квадрат, на треугольник, а возможно, и на сердце. Представьте, что в окне вы видите лица близких и любимых вами людей. Они смотрят на вас, улыбаются, они любят вас. Вы тоже можете им улыбнуться и сказать, как вы их любите, как они дороги вам. А сейчас представьте себе, что в вашей стене появилась дверь. Она тоже может быть выполнена из любого материала. Она может быть железной, деревянной, или вместо двери может висеть занавеска. Выберите дверь, которая вам подходит больше всего. Скажите себе: "Это моя дверь, я хозяин этой двери. Я могу ее открыть и впустить туда своих близких, друзей, всех, кто мне нравится, если только я хочу. Я могу ее закрыть, если захочу побыть в одиночестве. Никто не имеет права открывать мою дверь, если мне этого не хочется". 
Сейчас я громко скажу: "Откройте глаза и поменяйтесь местами", и каждый из вас должен будет на счет "три" вскочить на ноги, вытянуть вперед руки, сжать кулаки, потом выбежать из своего места и перейти на место другого. Итак, поменяйтесь местами. Все заняли новые места? Нравится ли вам ваше новое место так же, как прежнее? А теперь вернитесь на свое место. Как вы чувствуете себя на нем? Как вы себя чувствуете, когда у вас есть личное пространство? А теперь аккуратно "сложите и упакуйте" свое личное пространство и положите его рядом с собой. 
После выполнения упражнения необходимо обсудить мысли и чувства, которые пережили дети (подростки). 
Вопросы для обсуждения: 
- Что вы чувствовали, когда выполняли это упражнение? 
- Из какого материала были сделаны ваши окна, двери? 
- Какой материал вам подошел больше всех? 
- Что было трудным? 
- Что вы чувствовали, когда были на чужом месте и когда вернулись на свое? 
- Что вы думаете о своем пространстве? 
Упражнение "Семейные узы" позволяет соединить сенсорный уровень с другими, более высокими в пирамиде развития ребенка. Через тактильные ощущения ребенок начинает осознавать, что такое родственные связи, отношения близости в семье. 
Для того чтобы выполнить упражнение, дети (подростки) разбиваются на игровые семьи, где договариваются о распределении ролей. 
Ведущие: - В каждой семье ее члены связаны друг с другом, все вступают в какие-то взаимоотношения, как-то влияют друг на друга. С помощью этого упражнения можно представить отношения в семье. Для этого надо приготовить в соответствии с числом членов семьи веревки длиной в один метр каждая и несколько (число членов семьи + 2) веревок по шесть метров. Участники опоясываются короткими веревками. После этого каждый привязывает к этой веревке концы длинных веревок так, чтобы быть связанным с каждым членом семьи. Не должно остаться ни одного свободного конца. "Это не значит, что вы каждый день в семье бегаете с веревками, но вы ощущаете эти незримые связи. Представьте себе какую-нибудь ситуацию в семье и начните действовать. Например, вся семья чистит ковер на улице, распиливает бревно, готовит вкусный ужин и т.п.". 
Вопросы для обсуждения: 
- Насколько каждый из вас чувствовал себя связанным с другими? 
- Насколько удобно вы себя чувствовали? 
- Что семье удалось сделать, где при этом находился каждый член 
семьи? 
В рамках "сенсорного" блока для повышения общего энергетического уровня ребенка используются различные дыхательные упражнения. Система таких упражнений позволяет в определенной мере справиться с депривационным раскачиванием ребенка, повышает способность к концентрации внимания, оказывает тонизирующее воздействие на состояние ребенка. 
Дыхательное упражнение. Все ложатся на спину в большом круге, головой в центр круга, руки на животе соседа. Вдох - пауза, выдох - пауза. При выполнении дыхательных упражнений неплохо дополнительно использовать образное представление, т.е. подключать воображение. Например, возможен образ желтого или оранжевого теплого шарика, расположенного в животе, соответственно надувающегося и сдувающегося в ритме дыхания. Вдох. При вдохе губы вытягиваются трубочкой и с шумом "пьют" воздух. 
Второй блок можно назвать "когнитивным". Он связан с особенностями интеллектуальной обработки информации ребенком. При подготовке воспитанников детского дома к жизни в семье мишенями психолого-педагогического воздействия на когнитивном уровне становятся неверные, травмирующие развитие ребенка представления о себе. Во-первых, как о беспомощном маленьком неудачнике, инициатива которого может иметь негативный результат для всех, представления о других как о беспощадной и враждебной силе, управляющей его жизнью. Преодолевается его склонность к выстраиванию катастрофических моделей жизни, когда будущее представляется неопределенным и потому угрожающим. Мишенью, куда направляется психологическая помощь, также являются знания ребенка о семье, ее функциях, правилах, семейных ролях и т.д. 
Работу на данном уровне можно начинать с составления положительного психологического портрета ребенка. Например, ведущий занятие вместе с другими детьми по кругу называет 15 хороших качеств, жизненных достижений или умений каждого участника. Все это записывается на листе ватмана, который потом вывешивается в комнате для занятий. Этот лист должен быть доступен как для самого ребенка, так и для других. Список постоянно пополняется. 
Эффективным средством является ведение Альбома достижений ребенка, где фиксируется каждый положительный шаг в обучении, поведении, в решении бытовых проблем. 
Упражнение "Линия времени" позволяет построить для ребенка жизненную перспективу. Для этого необходимо иметь лист ватмана, набор фломастеров, карандаши или мелки, линейку. 
Ведущий договаривается с ребенком, что линия времени пойдет слева направо. Затем на листе бумаги делаются разметки: "прошлое" - "настоящее" - "будущее". Сначала ребенку предлагается провести линию прошлого. Она должна начинаться с того момента, который соответствует наиболее ранним его воспоминаниям. Точка отсчета обозначается на бумаге каким-либо рисунком, символом или словом. Затем ребенок отмечает на линии прошлого вехи своей жизни. Нередко дети отмечают свои дни рождения, события из жизни кровной семьи. Дети, которые имели опыт жизни в семье, нередко "забывают" момент попадания в детский дом. Ребенок должен обозначить на линии времени и настоящий момент, который он может расположить на середине линии: это его жизнь в детском доме. Когда основные вехи обозначены, ребенка просят детализировать свои представления о прошлом, настоящем и будущем, дополняя рисунок новыми зарисовками, символами и надписями. Могут быть заметны изменения характера изображений, связанные с теми этапами жизни ребенка, которые следуют за разного рода кризисами и сложными моментами биографии. 
Линию времени можно начертить на полу. Тогда ребенок перемещается вдоль этой линии, рассказывая о разных этапах своей жизни. Когда ребенок доходит до отметки "будущее", очень важно детально обсудить образ будущего, связанный с профессией, работой, семьей и т.д. Упражнение можно дополнить рассматриванием фотографий семьи ребенка или его самого. 
Любые изменения в жизни воспитанника необходимо сопровождать детальным обсуждением, рисованием возможных перспектив и сопутствующих им деталей. Например, до визита ребенка в замещающую семью на листе бумаги рисуется путь из учреждения до дома, где живет семья. При помощи игрушечных транспортных средств и кукол проходим этот путь. Обращается внимание на особенности местности, здания и т.д., которые встретятся по пути. 
Важным является и работа с континуумом, который изображается либо в виде лесенки (для маленьких детей) со ступеньками, маркированными от 1 балла до 5, либо в виде отрезка, начало которого отмечается знаком "0%", а конец - знаком "100%", для более старших детей. Континуум позволяет детям оценивать свои поступки, осознавать изменения, которые с ними происходят, формировать более адекватную самооценку. 
Третий блок - "эмоциональный". Воспитанник детского дома живет в своеобразном эмоциональном мире. Пережив раннее отделение от матери, ребенок испытывает трудности при вступлении с другим человеком в близкие эмоциональные отношения. Он боится доверять, боится боли утраты, пытается защитить себя от нее, закрываясь от мира агрессивными переживаниями. Эти переживания он склонен проецировать на других. В его восприятии окружающие люди относятся к нему агрессивно, т.е. являются носителями тех его чувств, импульсов, которые он зачастую в себе не осознает. Нередко он просто плохо понимает значение мимики окружающих его людей и модус их поведения, склонен интерпретировать их как преимущественно враждебные. Воспитанник детского дома, пытаясь защитить себя от тяжелых для него переживаний, старается уйти от своих чувств, не говорить о них, зачастую он и не умеет этого делать. В связи с этим ребенку трудно сопереживать другому человеку. Попадая в семью, где должны быть эмоционально открытые, близкие отношения, ребенок напротив - замыкается в себе. 
В процессе подготовки к жизни в семье псхолого-педагогическое воздействие на уровне данного блока должно быть направлено на формирование адекватной социальной перцепции у детей, на развитие у них эмоциональной эмпатии. 
Крайне важной является работа над составлением толкового словаря чувств, в котором приводится интерпретация значения слов, обозначающих эти чувства. 
При обучении пониманию эмоционального состояния другого человека можно использовать иллюстрации к книге Изарда "Психология эмоций". Они представляют собой фотографии людей разного возраста, мимика которых отражает различные эмоциональные состояния. Эти состояния идентифицированы автором и подробно описаны. Ребенок может "узнавать" эмоциональные состояния по мимике и подбирать к ним описание либо по описанию состояний находить фотографии, на которых они изображены. Работу над пониманием эмоциональной экспрессии можно строить при помощи таких упражнений, как "Зеркало" и "Разговор через стекло". 
Упражнение "Зеркало". 
А. В малых группах все разбиваются на пары, становятся лицом друг к другу. Один из играющих делает замедленные движения, другой должен в точности копировать их, быть его зеркальным отражением. 
Б. В малых группах водящий при помощи мимики, жестов изображает какое-то чувство. Все остальные повторяют его мимику и жесты, пытаясь понять, что он чувствует. Каждый по очереди становится водящим. 
Упражнение "Разговор через стекло". Каждый из участников занятий оказывается "за стеклом" и пытается сообщить при помощи жестов и мимики о каком-то событии. Другие должны понять сообщение и ответить. После этого все говорят, насколько правильно они поняли друг друга. 
Подготовка к пониманию эмоционального состояния членов семьи возможна с помощью игры с фигурками, их изображающими. Эти фигурки можно сделать с помощью специального игрового теста . 
Дети решают, как раскрасить каждую фигурку. Можно ввести ассоциации цветов с разными эмоциональными состояниями. Например, желтый - со счастьем, синий - с грустью, черный - с горем, коричневый - с одиночеством, оранжевый - с возбуждением, зеленый - с беспокойством, красный - с раздражением или гневом. Можно вырезать из клеенки одежду для фигурок или "эмоциональные элементы", чтобы приклеить их к ним. Например, улыбающийся рот - радость, сдвинутые брови - грусть или обиду, единица - одиночество, восклицательный знак - возбуждение, вопросительный знак - сомнение. 
Ребенок подбирает элементы, которые соответствуют характеру и состоянию членов замещающей и кровной семьи ребенка. "Эмоциональные элементы" помещаются в тех местах, которые ассоциируются с эмоциями, например, в области груди, живота, желательно под одеждой: их выступающие из-под одежды контуры метафорически будут указывать на то, что они связаны с интимными психическими проявлениями, скрываемыми до определенного времени под одеждой. Затем "эмоциональные элементы" извлекаются из-под одежды и обсуждаются в малой группе: "Чувства выходят наружу". Обсуждается, что обычно делает каждый член семьи. 
Следующий, 4 блок можно назвать социальным, т.к. он отражает проблемы социального уровня депривационных нарушений у детей-сирот. 
Ребенок из семьи, особенно благополучной, признает свою идентичность или принадлежность своей семье, роду. По каналам подражания у него формируются одобряемые обществом модели поведения, способность выполнять положительные социальные роли. Например, роль прилежного ученика, сына, профессионала, родителя и т.д. Ребенок, воспитывающийся в депривационных условиях, особенно в сиротском учреждении, с трудом осознает свою идентичность. 
Ему необходимо хотя бы в игровой форме пережить опыт идентификации (отождествления) с семьей. 
Для этого используются следующие упражнения. 
Упражнение "Что нас делает семьей". Необходимы листы ватмана, цветные фломастеры, бейджики. 
Детей просят объединиться в семьи на основании социометрических предпочтений, выбрать фамилию "своей семье", распределить семейные роли между членами малой группы, придумать историю этой семьи в 2-3 поколениях. На бейджиках записывается новая фамилия, и они прикрепляются к груди. "Семья" создает свой герб, выбирает девиз, дорогую для всех семейную реликвию, которая передается из поколения в поколение, обсуждает правила "семьи". Очень важно обсудить с детьми, как проходят будни "семьи", выходные, праздники, как распределяются семейные обязанности и т.д. Также проговаривается, что нужно сделать, если у кого-нибудь из членов "семьи" случилась неприятность, он поссорился с кем-нибудь, получил плохую оценку и т.д. (скажи родителям - они тебе помогут), что осуждается в "семье", возможные наказания за проступки. Затем "семьи" представляют фамилию, герб, девиз, реликвию, правила и т.д. 
Упражнение "Сценки из семейной жизни". Каждая "семья" разыгрывает сценку из семейной жизни, например приготовление еды, праздник, уборка в доме и т.д. 
Примечание: всю работу желательно записать на видеокамеру для того, чтобы разобрать с детьми особенности поведения их "семьи". 
В целом программа подготовки воспитанника детского дома к жизни в семье должна способствовать компенсации депривационных нарушений у ребенка и актуализации личностных ресурсов для его развития и эффективного функционирования в качестве члена семьи.

Статьи

ГКУЗ "Заволжский специализированный Дом ребенка" - государственное казенное учреждение здравоохранения Нижегородской области.
Заволжский специализированный Дом ребенка работает как самостоятельное учреждение с 05 октября 1959 год

Адрес:
606520, Нижегородская область, г. Заволжье, ул. Веденеева, дом 9

Телефоны:
+7 831 617-96-04 - Главный врач
+7 831 617-44-47 - Главный бухгалтер

Почта
zavolgiedomrebenka@yandex.ru