ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ВОСПИТАНИЕ СЕМЬЯНИНА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА

Семейные детские дома - обычное явление, их уже много в стране. Но называясь одинаково, они все очень разные. Проживание ребенка в семье, даже искусственно созданной, безусловно, полезнее для него, особенно если семья удачно сложилась, если в ней не часто возникают разногласия, нет психологически несовместимых людей, нет противоборства, хотя такая идиллия редкость и в кровных семьях. Но в семейном детском доме составляющие его структуры - семьи - модели благополучных семей, так как это не просто выбранная форма общежития, это среда обучения. Всегда ли собранная группа детей и воспитатель-мама образуют собой эту категорию - семью? Какие основные задачи должен ставить перед собой воспитатель, чтобы модель семьи работала позитивно, чтобы она оправдывала свое название, давая ребенку те навыки естественной жизни в микросоциуме - семье, которые помогут ему в самостоятельной жизни не потеряться, не погибнуть, создать свой микросоциум и тем самым обрести опору, смысл жизни, прочное ее основание? Вопросы несложные, но ответы на них, особенно не словесные, а проявляемые в действиях, наверняка будут отличаться. Мы предлагаем один из вариантов ответа в этой статье.
Каменский детский дом № 1 (по семейному типу) был создан в 1991 году на базе школьного детского дома № 4, который существовал с 1928 года. Детский дом самый обыкновенный, рядовой, не имеет роскошных апартаментов, не имеет богатых спонсоров. Наш детский дом не является центром или комплексом, у нас в городе нет институтов и ученых, которые могли бы оказывать постоянную помощь. Тем не менее таких детских домов в России сотни и сотни, и именно им легче ориентироваться на обычный детский дом, а не на какой-то сверхновый, сверхбогатый. Мы бы хотели показать, как в обычном детском доме можно организовать жизнь детей-сирот, приближенную к естественным условиям семьи, как воспитатели справляются с этой важной задачей - дать детям защиту, тепло и уют семейного дома, естественно обретенный опыт жизни в семье, который необходим им для будущей их личной семейной жизни.
Роль семьи в жизни человека очень велика. И педагоги, и психологи, и социологи утверждают, что у истоков формирования личности стоит семья. "Именно в ней дети просто и естественно приобщаются к жизни, учатся чувствовать, думать, переживать" (А. М. Прихожан и Н. Н. Толстых). "Необходимо растить будущих отцов и матерей, мужчин и женщин, - утверждал В. А. Сухомлинский, - потому что они-то и становятся подлинными гражданами, тружениками, гордостью и нравственной опорой нации". Счастлив тот ребенок, который родился в хорошей, доброй, умной семье. А как быть сотням детей, которые не по своей воле лишены очага родной семьи, любви матери и заботы отца? Как вырастить из таких детей хороших отцов и матерей, способных в дальнейшем создать свою нормальную семью? Ведь для тех, кто провел свое детство в стенах детского дома, создание своей собственной семьи является едва ли не самой заветной мечтой, однако они чаще, чем их домашние сверстники, терпят неудачи, оказываются неспособными создать благополучную семью, сохранить ее, если она возникает. Выпускники детских домов, кроме жизненных проблем (нет квартиры, работы, средств к существованию), испытывают большие затруднения при выполнении домашнего труда. Отсутствие элементарных навыков, необходимых для ведения своего хозяйства, для поддержания своего дома, сильно усложняет жизнь.
Подготовка к самостоятельной взрослой семейной жизни не должна являться частью какой-то программы (как во многих детских домах), она должна быть в самой жизни. У семьи нет искусственно созданных функций (например, дать ребенку профессию, а вот сориентировать его на получение какой-то профессии - это задача семьи).
Некоторые детские дома (по семейному типу) работают по темам: "Родина моя", "Здоровье", на базе других детских домов создаются центры социально-педагогической реабилитации, музыкальные, искусства и т. д. и т. п.
Мы считаем, если дети организованы в семьи, то и вся эта работа должна осуществляться в семье, а не параллельно. Зачем создавать семьи, если воспитание осуществляется как в школе, и только иногда проводятся беседы или практические занятия по семейному воспитанию. Вся жизнь детей в детском доме должна быть максимально приближена к благополучной семье не только созданием квартир и других условий, а всем содержанием воспитательной работы, взаимоотношениями, самой атмосферой. Дети знают, что это не кровная семья (никто не стремится подменить ее), однако, живя на протяжении всего пребывания в детском доме в одной семье, у них формируется опыт семейной жизни, они участвуют в домашних делах, ведут хозяйство, испытывают естественные чувства любви и заботы, ощущают свою защищенность, сами выражают эти чувства по отношению к членам семьи, учатся оценивать действительность и свое будущее. И семья детского дома для них не просто форма общежития. Они считают ее по-настоящему своей и, став взрослыми, приезжают в гости не просто в детский дом, а в свою семью.
В результате многолетних поисков была разработана программа "Воспитание семьянина в условиях детского дома".
ПРОГРАММОЙ ПРЕДУСМОТРЕНО:
1. Реорганизация жизненного пространства детского дома, создание условий, быта и жизнедеятельности, максимально приближенных к домашним (квартиры на каждую семью с полным набором помещений).
2. Объединение детей не в группы, а в семьи, по родственному признаку - 10-12 человек (прообраз будущей семьи, один из вариантов). 
3. Организация жизнедеятельности по типу семей (изменение организационной структуры деятельности детского дома):
а) в семье работают воспитатели (родители) мужчины и женщины, главой семьи является мужчина, семья называется по его фамилии (а не по номеру или неопределенному названию, например "Гнездышко"), что сближает детей, способствует возникновению чувства "своей семьи";
б) из штатного расписания выведена должность кастелянши, и все имущество семьи и личное детей поставлено на подотчет семьи, и глава семьи несет материальную ответственность, а у детей воспитывается заботливое и бережное отношение к своим вещам и материальному окружению;
в) уменьшение количества людей, участвующих в воспитании: в состав семьи входят только дети и воспитатели (родители), которые работают посменно круглосуточно, нет нянь, помощников воспитателей, вся работа в семье (начиная с уборки квартиры и заканчивая ремонтом) выполняется только членами семьи. Ремонт проводится всегда в мартовские каникулы. В деятельность и жизнь семьи не допускаются посторонние люди, если по каким-то причинам (заболел, уехал на сессию) воспитатель не может работать, его заменяет другой, работающий в этой же семье воспитатель, и им помогают взрослые дети; 
4. Создание общественных форм организации управления:
а) семейных советов, которые проводятся еженедельно, и на них подводятся итоги за неделю, решаются вопросы и проблемы, обсуждаются дела повседневного быта, дети активно участвуют в семейной жизни, у них формируется привычка решать вопросы всей семьей, считаться с другими членами семьи, нести ответственность за дела в семье, дорожить ее честью;
б) большого семейного совета - главного органа общественного управления, который решает вопросы и проблемы всего детского дома, он объединяет взрослых и детей, делает их единомышленниками. В Совет входят директор, один глава семьи и все старшие мальчики (14- 18 лет);
в) мужского Совета, имеющего целью срочное выяснение обстоятельств какого-то ЧП, проступка и принятие экстренных мер; проводится он не планово, а в зависимости от возникающих обстоятельств. Мальчики учатся принимать решения, брать на себя ответственность, это способствует воспитанию мужских качеств, обретению уверенности, умению ориентироваться в жизненных ситуациях.
5. Организация и проведение "отцовского часа". Каждое воскресенье директором подводятся итоги успеваемости и поведения каждого ребенка за неделю, лучшим - всегда награда (сладкое), нерадивым - порицание.
6. Создание в каждой семье своих традиций, своего уклада жизни - вечерние семейные чтения, субботние вечера (после бани) с ароматным чаем из заготовленных летом трав, походы к любимым местам отдыха ("наша верба", "камешки" и т. д.) - сплачивает семью, создает атмосферу сердечности и человеческой близости.
5. Отказ от массовых мероприятий и занятий (где присутствуют все семьи). Воспитатели (родители) должны работать только с детьми своей семьи (когда воспитатель хорошо знает детей, видит цель своей деятельности, несет ответственность за воспитание и развитие детей, только тогда можно ожидать положительный результат). Массовые мероприятия могут организовывать: музыкальный руководитель, инструктор по спорту, библиотекарь. Такая установка не исключает приглашения семей друг к другу на праздничный пирог или проведение КВНа между двумя семьями.
8. Проведение специально организованных занятий с детьми по подготовке их к взрослой самостоятельной жизни. На таких занятиях дети получают теоретические знания о семье, о роли родителей в воспитании детей, о семейных традициях и праздниках, о взаимоотношениях членов семьи, о семейном долге, о домашнем труде, семейном хозяйстве, создании уюта в своей квартире, о бюджете, экономии и т. д. Кроме того, на занятиях у детей формируются практические навыки выполнения различных видов домашнего труда, необходимые во взрослой жизни.
9. Дополнительные занятия музыкой, физкультурой, трудом (столярное и швейное дело) организованы не по типу кружковой работы. Преподаватели занимаются со всеми детьми, обучают их навыкам, необходимым в будущем (все девочки учатся штопать, шить простые изделия, мальчики - работать с деревом, делать несложный ремонт сантехники и т. д.).
10. Лето не выпадает из общего содержания программы. Дети выезжают на базу отдыха со своей семьей, со своими воспитателями. В течение лета они теоретически и практически продолжают осваивать ведение домашнего хозяйства - приусадебный участок (сад, огород).
11. Помощь выпускникам:
а) регулярные посещения администрацией детского дома учебных заведений, где продолжают обучение бывшие воспитанники, встречи с преподавателями, воспитателями общежитий;
б) помощь в создании уюта в комнатах общежития выпускников (обои, краска, мебель); надо отметить, что эстетическое и санитарное состояние комнат наших выпускников, в сравнении с другими, самое лучшее;
в) ведение альбомов в каждой семье, в которых прослеживается путь выпускников, куда постоянно вносятся новые факты из их жизни (где живет, работает, замужем (женат), дети, кто их воспитывает).
ПОСТРОЕНИЕ
И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ: 
Программа "Воспитание семьянина в условиях детского дома" рассчитана на 4 года, цикличная, повторяется каждые 4 года. Ребенок, находясь в детском доме, осваивает ее дважды: в младшем возрасте - в простой, доступной форме, в старшем - более глубоко, основательно и осознанно. Здесь соблюдаются основные принципы дидактики: процесс идет непрерывно, с постепенным усложнением, с учетом возраста детей.
Программа имеет четыре блока: "Семья и ее функции", "Роль семьи в умственном развитии детей", "Значение домашнего труда в жизни семьи" и "Хозяйство семьи и бюджет", которые охватывают разные стороны семейного воспитания. Если в обычных семьях дети непроизвольно, естественным путем познают семейную жизнь, то в детском доме необходимо целенаправленно, последовательно рассказывать, учить, обращать внимание детей на разные проблемы, ситуации. 
Кроме того, для систематизации знаний, формирования практических навыков по ведению домашнего хозяйства разработаны темы для воспитателей. Так, мужчина, глава семьи, ведет работу по теме: "Мужчина в доме", женщины - по темам: "Азбука кухни" и "Вещи и все о них". Каждая тема программы рассматривается в течение 2-х месяцев, вся деятельность коллектива подчинена именно этой задаче: совещания при директоре, заседания БСС, смотры-конкурсы, консультации. В итоге проводится педсовет, и затем начинается работа над следующей темой.
Все темы условно разбиты на три вопроса (по количеству воспитателей), чтобы не было наслоения и не был пропущен какой-то важный момент. Каждый воспитатель работает по своему вопросу, конечно, они не изолированы, они взаимосвязаны, но все-таки акцент каждый делает по своему направлению. За 10 рабочих смен в месяц воспитатель должен посвятить своей теме четыре занятия, которые проводятся по расписанию в свободное время с учетом распорядка дня. Они проводятся по подгруппам, иногда со всей семьей. 
Разработаны методические рекомендации по проведению занятий, которые облегчают работу воспитателям, в них дана краткая структура занятий.
РАБОТА С КАДРАМИ 
Кто работает с первого дня внедрения программы, помнят, что начинали практически с нуля: не было ни методической, ни специальной, ни художественной литературы по семейному воспитанию, поэтому:
- накапливали материал; 
- проводились для воспитателей лекции о семье, ее функциях, т.к. у самих был мал объем знаний об этом 
(в основном каждый опирался на свой, не всегда лучший семейный опыт), консультации (групповые и индивидуальные), открытые занятия давали каждый воспитатель и каждый педагог 1 раз 
в месяц, которые служили не передачей передового опыта (у нас его еще не было), а школой, где учились все педагоги, обязательно писали конспекты, которые пополняли и пополняют материалы методкабинета. Сейчас такие занятия проводятся 1 раз в 2 месяца. Службы также проводят открытые занятия, чтобы воспитатели могли увидеть своего ребенка вне семьи, как он работает в швейной или столярной мастерских, занимается в спортзале или учится музыке.
Для того чтобы иметь возможность определить результаты всей деятельности были разработаны критерии оценки эффективности программы "Воспитание семьянина в условиях детского дома".
Критерии оценки ближайшей перспективы:
- уровень теоретических знаний у детей о семье, ее функциях, взаимоотношениях в семье, роли отца и матери, домашнем труде, хозяйстве семьи, ее бюджете и пр. (через беседы, анкеты, сочинения, рассуждения, решения жизненных ситуаций);
- уровень практических навыков ведения домашнего хозяйства (через участие в домашнем труде, конкурсы, наблюдения);
- умение жить в семье, способность к созданию своей нормальной семьи (через наблюдения, беседы, анкеты, сочинения); 
- умение реально оценивать действительность и характер жизненных проблем (через общение со сверстниками и их семьями, с родственниками, не проживающими вместе, через решение специально созданных ситуаций);
- уровень общения с братьями, сестрами, друзьями, взрослыми (через беседы, наблюдения, тесты);
- проявление родственных чувств в семье и к родственникам, не проживающим вместе (через беседы, переписку, встречи, наблюдения);
- уровень школьной адаптации (положительное отношение к школе, готовность к урокам и т.д. - через наблюдения, беседы, посещения школы);
- уровень социальной адаптации (через встречи и переписку с выпускниками);
- конкретные показатели: снижение заболеваемости, уровень здоровья детей, повышение успеваемости, снижение количества детей, допускающих отклонения в нравственном поведении;
- знание нормативно-законодательной базы в части, касающейся семьи (через беседы, анкеты);
- осознание семьи как ценности, наличие мотивации для создания собственной семьи и воспитания собственных детей и т. д. (через сочинения, беседы, анкеты, общение с семьями одноклассников); 
- умение планировать семейный бюджет и распоряжаться деньгами (через экономические игры, практическое участие в распределении семейного бюджета.
Критерии оценки дальней перспективы: 
а) иметь основу для оптимального включения в обычную жизнь (не жить радужными надеждами, рассчитывая на помощь государства);
б) самостоятельно решать проблемы и ориентироваться в ситуациях в постинтернатный период; 
в) создание собственной благополучной семьи и сохранение ее;
г) глубокая любовь к собственным детям, ответственность за их воспитание;
д) умение общаться с родителями и другими родственниками своего супруга и налаживать необходимые для семейной жизни контакты с ними;
е) быть рачительным, деловым хозяином, умело организующим быт семьи.
Сами педагоги в анкетах отвечают, что если раньше они были воспитателями, то сейчас в большей степени стали родителями, они стали больше знать и задумываться о вопросах воспитания детей, изменился подход и к собственным детям, вырос профессиональный уровень, работа стала целенаправленной, более конкретной, чаще стали бывать в библиотеках и т. д.
Педагоги отметили, что самыми сложными оказались для них темы по экономике и бюджету семьи (как показал анализ, и дети эту тему усвоили хуже, чем другие темы).
Недостатком в работе явилось то, что иногда знания детей расходятся с их делами и поступками, особенно в области нравственного воспитания.
Качество усвоения зависит еще от соотношения старших и младших детей в семье, от количества вновь прибывших, поэтому, чтобы анализ был более объективным, следует эти факторы учитывать.
В детском доме проводился день откровенных вопросов. Дети могли в письменном виде задать любой интересующий их вопрос (никаких направлений, подсказок не давалось), нам было интересно знать, чем живут дети.
Многие задавали несколько вопросов, некоторые были адресованы кому-то конкретно. С большим удовлетворением мы отметили, что детей волнуют серьезные вопросы: можно ли на лето привезти сестру (из другого детского дома), можно ли нам летом зарабатывать деньги, посоветуйте, куда мне поступать после школы, почему не привезете сюда брата и сестру, я уже не помню их лица и скучаю по ним. Но были и такие: почему вечером после 10 часов не разрешают смотреть телевизор? Почему можно гулять на улице только с разрешения? И те и другие вопросы дают нам материал для размышления. Одни - это положительный итог нашей работы, по другим видна наша недоработка, значит, мы не объяснили так, чтобы дети поняли, почему поздно нельзя смотреть телевизор или почему нельзя поехать на каникулы к родителям, которые лишены родительских прав.
Следует отметить, что серьезный материал для размышления дала экономическая игра, которая, как итог работы за 4 года по данной теме, проходила в течение 1,5 месяцев. Хотя основными целями этой игры были: закрепить экономические знания у детей, сформировать навыки пользования денежными единицами, магазинами, научить распределять свой бюджет, важен был итог нашей работы и по другим направлениям, например: отношение к младшим детям, братьям, сестрам, уровень нравственного воспитания. Детям был предложен перечень работ в детском доме с расценками (реальными), который находился в семьях и у служб, ежедневно заполнялись табели выполненных работ (ФИО и сумма). Деньги выдавали 1 раз в неделю (условные) по установленному графику, у каждого ребенка была своя чековая книжка. И самое главное - один раз в 2 недели работал киоск с настоящими товарами, которые могли приобрести дети на заработанные деньги. Что показала игра?
Положительные итоги:
- дети стремились заработать деньги;
- покупки делали для себя и для малышей (которые не зарабатывали деньги);
- родственники и подруги часто объединялись, заранее договаривались и покупали хорошие игры, предметы быта;
- умело распоряжались деньгами (покупали часы, шампунь, конфеты, мыло, сладости), но не все; 
- не было безразличия и нежелания участвовать.
Недостатки:
- не умеют хранить деньги (некоторые теряли);
- иногда стоимость покупки превышала количество заработанных денег (где взяли эти деньги?);
- покупали, не думая, лишь бы истратить все деньги (хотя некоторые, если не было того, что им нужно, откладывали деньги, делали заказ и ждали).
Результатом ежедневной кропотливой работы с детьми стало не только то, что у них сформированы представления о семье, которыми можно воспользоваться в будущем, но они также владеют практическими навыками ведения домашнего хозяйства, подготовлены к будущей взрослой семейной жизни. Кроме того, у них улучшилось здоровье (благодаря проявлению заботы о них в семье), повысилась успеваемость, возрос интерес к обучению в школе, т.е. дети получают то, что могли бы получить в нормальной благополучной семье.
Г. И. Плясова,
директор детского дома № 1
г. Камня-на-Оби, заслуженный учитель РФ

Статьи

ГКУЗ "Заволжский специализированный Дом ребенка" - государственное казенное учреждение здравоохранения Нижегородской области.
Заволжский специализированный Дом ребенка работает как самостоятельное учреждение с 05 октября 1959 год

Адрес:
606520, Нижегородская область, г. Заволжье, ул. Веденеева, дом 9

Телефоны:
+7 831 617-96-04 - Главный врач
+7 831 617-44-47 - Главный бухгалтер

Почта
zavolgiedomrebenka@yandex.ru