ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ВСЕГДА ЛИ СЕМЬЯ - ПАНАЦЕЯ ОТ СИРОТСКИХ БЕД?

А. М. Щербакова,
к. п. н., зав. сектором психолого-социальных проблем 
профилактики безнадзорности и сиротства МГППУ;
Ассоциация детских психологов и психиатров
Альтернативой государственным воспитательным учреждениям становится семья, принимающая на воспитание ребенка-сироту. По мнению многих отечественных и зарубежных исследователей, усыновление - это оптимальная модель семейного жизнеустройства. Однако люди, берущие на себя миссию воспитания такого ребенка в семье, зачастую оказываются неготовыми к решению многочисленных проблем. Приемные родители нуждаются в квалифицированной помощи специалистов - психологов, психиатров, дефектологов, педиатров и других, особенно важно это на этапе подготовки к приему ребенка-сироты и первых месяцев адаптации его к новой семье. К сожалению, сложившаяся в России практика, за редкими исключениями, не предусматривает участие этих специалистов в отборе и подготовке будущей принимающей семьи, что часто приводит к тяжелым кризисам, как для ребенка, так и для принявшей его семьи, вплоть до отказа от ребенка и возвращения его в детский дом.
Можно предположить, что негативные психологические проблемы в семьях усыновителей связаны с закрытостью данной семьи для общества и с тем, что ребенок часто выступает как средство решения собственных, нередко трагических проблем (смерть кровного ребенка, невозможность иметь собственных детей и т. п.). Очевидно, что в этой ситуации семья сама нуждается в психологической помощи. В то же время оказание такой помощи затруднено, т.к. тайна усыновления создает барьер секретности и недоговоренности, является источником постоянного напряжения для всех членов семьи. Случается, что ребенок узнает о факте усыновления от чужих людей, и это приводит к трагедии.
Особые сложности в установлении привязанности между приемными родителями и ребенком-сиротой возникают, если ребенок усыновлен не сразу после рождения. Травма, связанная с отделением от биологических родителей, затрудняет формирование привязанности к новым родителям. Для таких детей характерно амбивалентное конфликтное поведение в ситуациях, связанных с установлением эмоциональной близости. Подобное поведение может глубоко ранить приемных родителей, особенно если они имели неадекватные ожидания относительно того, как ребенок должен себя вести.
Западный опыт усыновления практикует открытость факта усыновления как для ребенка, так и для окружающих. Очень важно, что для отбора родителей - претендентов на усыновление - используются жесткие психологические критерии (эмоциональная зрелость, мотивы приема и т. д.). Открытая система усыновления делает для этих семей психологическую помощь более доступной и эффективной.
В последнее время в России проявляется активный интерес к так называемым профессиональным (фостеровским, патронатным) семьям. Среди выделенных специалистами проблемных зон профессиональных семей особого внимания заслуживает право ребенка покинуть семью и право семьи расстаться с ребенком в некоторых случаях. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что восприятие приемной семьи как временной препятствует формированию чувства привязанности. В зарубежных исследованиях отмечается, что лучше к принимающей семье адаптируются дети, уверенные в том, что они смогут остаться в ней навсегда (или на длительный срок). Кроме того, в фостеровских семьях часто затруднена идентификация ребенка (он нечетко понимает свой статус в семье, переживает чувство унижения, боится потерять биологических родителей).
Анализ факторов, влияющих на успешность воспитания приемного ребенка, позволяет прийти к выводу о необходимости предварительной подготовки потенциальных воспитателей. Такая практика имеется, накоплен определенный опыт, составлены программы, складывается методика. Успешнее всего обучение осуществляется в активных формах: в виде тренингов, решения проблемных задач и т. п. 
Актуальной является постановка и обсуждение вопросов отбора потенциальных родителей. Компетентное решение таких вопросов возможно лишь при условии повышения квалификации и переподготовки сотрудников органов опеки и попечительства. 
Успешность адаптации ребенка-сироты в новой семье в значительной степени зависит от предшествующего опыта ребенка. Дети-отказники, не знающие ничего о своем прошлом и причинах своего сиротства, с трудом строят свою идентичность. Ребенок, у которого связи с кровной семьей существовали и разрушились, испытывает чувства отверженности, вины, гнева.
Данные наших исследований свидетельствуют о том, что у детей - воспитанников детских домов и интернатов - существуют неадекватные представления о взаимоотношениях взрослых и детей в семье, они неверно трактуют ситуации взаимодействия детей и родителей. Те дети, которые имели опыт семейной жизни, чаще всего отрицают наличие проблемы у своих родителей, стремятся их всячески защитить, вину за сложившиеся обстоятельства возлагают на случай, окружающих и др. При этом у таких детей выявляются наличие страхов, ожидание опасности от родителей, дезориентированность в ситуациях социального взаимодействия. Непроработанный, вытесненный травматический опыт "блокирует" развитие ребенка, препятствует позитивной самореализации. Необходима разработка целостных программ подготовки ребенка к вхождению в приемную семью (каков бы ни был ее статус). 
Сложным является вопрос о возможности, в случае необходимости, наблюдения и лечения приемного ребенка врачом-психиатром. Многие родители избегают такой помощи, не понимая, что далеко не все проблемы ребенка-сироты можно скорректировать мерами психолого-педагогического воздействия. Речь не идет о психически больных детях в обычном понимании этого слова. Как правило, травматический опыт детей-сирот нарушает их психическое развитие до степени, которой занимается так называемая "малая психиатрия". Имеются в виду нервно-психические заболевания, относящиеся к пограничным состояниям, - психогенные расстройства. Психогенные расстройства у детей не проходят бесследно. В детском и особенно подростковом возрасте внешним выражением психических расстройств очень часто являются нарушения поведения вплоть до делинквентных криминальных форм. В этих случаях обследование специалиста нередко выявляет у подростка болезненные переживания, начавшиеся задолго до правонарушения или непосредственно перед ним. 
Из сказанного следует, что вопросами подготовки родителей и детей проблема семейного жизнеустройства не ограничивается. Необходима реализация моделей профессиональной поддержки семей, уже принявших на воспитание ребенка-сироту.
Обладает ли какая-либо из форм семейного жизнеустройства неоспоримым преимуществом перед другими? Безоговорочно этого утверждать нельзя. Представляется, что любая из этих форм (усыновление, взятие под опеку, патронатная семья, семейный детский дом и те, что будут предложены со временем) будет успешно функционировать лишь при условии комплексного междисциплинарного сопровождения как на этапе подготовки, так и в ходе воспитания ребенка.

Статьи

ГКУЗ "Заволжский специализированный Дом ребенка" - государственное казенное учреждение здравоохранения Нижегородской области.
Заволжский специализированный Дом ребенка работает как самостоятельное учреждение с 05 октября 1959 год

Адрес:
606520, Нижегородская область, г. Заволжье, ул. Веденеева, дом 9

Телефоны:
+7 831 617-96-04 - Главный врач
+7 831 617-44-47 - Главный бухгалтер

Почта
zavolgiedomrebenka@yandex.ru